Согласитесь, немногим водителям действительно стремится взять в руки управление автомобилем с механической трансмиссией, которая требует особых навыков и умений. Наиболее популярные альтернативы механике — это вариатор и автоматическая коробка передач. Как же правильно выбрать и использовать данные трансмиссии, а также каких ошибок следует избегать, чтобы не столкнуться с неполадками? В чем заключаются основные отличия между автоматической коробкой и вариатором?
Автомат и вариатор: в чем их суть?
Разобраться в отличиях между вариатором и автоматической коробкой передач не составит труда, если взглянуть на их конструктивные особенности и принципы работы.
Основные элементы традиционной АКПП включают гидротрансформатор и редуктор. Первый элемент отвечает за функцию сцепления, в то время как второй обеспечивает эффективную передачу мощности от одной шестерни к другой. Гидротрансформатор, заполненный специальным трансмиссионным маслом, осуществляет передачу крутящего момента, создаваемого валом мотора. Также в классе автоматов применяются фрикционные диски, выполненные из прочной стали, которые устойчивы к интенсивному трению, а также муфты, выполняющие роль аналогов сцепления в механике. Муфты подвижны и способны как разжиматься, так и сжиматься, что и позволяет переключать скорости.
Принципиальное отличие вариатора от автомата заключается в отсутствии четко выраженных передач. Эта особенность объясняется совершенно иным механизмом работы. Вариатор оборудован цепным или ременным приводом, который воспринимает усилие от валов мотора и передает его на колеса. Изменение передаточного числа происходит плавно, так как диаметр ведущего и ведомого валов изменяется без резких скачков.
Автоматические вариаторы, такие как те, что устанавливаются на автомобилях Ниссан, Тойота, Мерседес и других марок, могут иметь свои уникальные особенности в зависимости от производителя. Однако все вариаторы можно условно разделить на две главные категории:
- Клиноременные.
- Тороидные.
В первом случае силу передачи обеспечивает цепь или ремень, расположенные между парой конусных шкивов. Благодаря конической форме изменяется рабочий диаметр компонентов, что позволяет водителю набирать скорость и оптимизировать крутящий момент в зависимости от дорожных условий.
Работа клиноременного вариатора достаточно проста: нажатие на газ инициирует передачу крутящего момента от мотора на ведомый вал. Конструкция основного шкива предполагает смещение ремня от центральной части к краю при увеличении оборотов двигателя, в то время как ведомое колесо демонстрирует обратное поведение. Этот механизм обеспечивает плавное изменение передаточного числа, устраняя рывки и вибрации на разгоне.
Второй вариант — CVT тороидного типа. Принцип его действия также не вызывает затруднений при сравнении с автоматической коробкой, хотя конструкция существенно отличается. Главная особенность тороидного вариатора — отсутствие шкивов и валов, которые заменены сферическими колесами, разделенными роликами. Первое колесо выполняет ведущую функцию, а второе — зависимую. Изменение скорости и крутящего момента осуществляется благодаря непостоянной силе трения между элементами. Тороидные механизмы, по сравнению с клиноременными, гораздо дороже и сложнее в производстве и ремонте, что и объясняет их меньшую популярность.
Достоинства и недостатки автоматической коробки передач
Сравнение вариатора и автоматической коробки передач становится более понятным, если рассмотреть их сильные и слабые стороны. Это поможет вам принять окончательное решение, какой вид трансмиссии будет идеальным для вашего автомобиля.
Преимущества АКПП:
- Внушительный эксплуатационный ресурс. Автоматическая коробка может прослужить 200, 250, а иногда и 300 тысяч километров, что далеко не является пределом. Соблюдение регламентов эксплуатации, своевременная замена масла и периодическая профилактика могут значительно увеличить срок службы, позволяя трансмиссии перевалить за полмиллиона километров.
- Простота и доступность ремонта. Конструкция АКПП проще, чем у вариатора, что делает ее восстановление возможным практически в любом сервисном центре по разумной цене.
- Небольшая нагрузка на двигатель. Переключение скоростей происходит гладко, не позволяя стрелке тахометра заходить в красную зону.
- Минимальное количество масла. Это важный экономический аспект: при работе АКПП требуется всего 2-3 литра масла, в то время как вариатор может потребовать до 10 литров дорогостоящей трансмиссионной жидкости.
Недостатки АКПП:
- Не самый высокий коэффициент полезного действия (КПД). Это объясняется потерями энергии, вызванными работой гидротрансформатора, что не позволяет в полной мере использовать потенциал мотора.
- Относительно высокий расход топлива. Причины заключаются в низком КПД.
- Некоторые технические недостатки. Определенные модели автоматов могут испытывать проблемы с переключением скоростей, ощущая толчки и рывки, тогда как современные вариаторы и роботы обеспечивают плавность переключений.
Преимущества и недостатки вариатора
Сравнение автоматической коробки, робота и вариатора становится очевидным, когда речь идет о механизмах их работы и их преимуществах и недостатках.
Преимущества вариатора:
- Максимальная плавность движения. В процессе ускорения отсутствуют рывки, так как ремень мягко перемещается по плоскостям шкивов и валов.
- Высокий коэффициент полезного действия. Это позволяет более эффективно использовать потенциал двигателя, улучшая динамику разгона, что особенно заметно на скоростях выше 50-60 километров в час.
- Экономия топлива. Прямая зависимость от КПД: чем выше это значение, тем меньше топлива потребуется автомобилю.
- Мягкая работа. Это касается не только плавности переключений, но и минимальных механических нагрузок. Вариаторы оснащены электронными модулями, которые отслеживают текущие нагрузки и подбирают наиболее подходящие режимы работы, снижая интенсивность воздействия.
Недостатки вариатора:
- Ограничение мощности двигателя. Максимум составляет 220 лошадиных сил. При превышении этой отметки вариатор может не справляться, даже если он оборудован цепным приводом.
- Высокая стоимость масла. Экономить на трансмиссионной жидкости не рекомендуется; специалисты советуют использовать только оригинальные масла.
- Конструктивная сложность и высокая степень электронного оснащения. Чем сложнее устройство, тем выше риск поломок и стоимость ремонта. Вариаторы могут сталкиваться не только с механическими проблемами, но и с электронными сбоями, которые также требуют устранения.
Основные отличия трансмиссий АКПП и вариатора
Сравнение коробки-автомат с вариатором и роботом становится более понятным, учитывая информацию, представленную ранее. Важным аспектом являются интервалы сервисного обслуживания: для вариаторов (CVT) потребуется чаще менять расходные материалы, фильтры и трансмиссионное масло. Также стоит отметить, что режимы эксплуатации значительно различаются: CVT не рекомендуется для буксировки, резких стартов и внезапного торможения.
Что лучше выбрать?
Выбор между автоматом и вариатором зависит от конкретных условий эксплуатации и предпочтений водителя. Если вы планируете поездки по городу или магистралям, то вариатор окажется лучшим вариантом, поскольку его плавная работа высоко ценится как в пробках, так и при обгонах. В то время как классический автомат будет более неприхотливым и надежным выбором для дачных поездок и маршрутов по проселкам. Ременные и цепные передачи более чувствительны к вибрациям и ударам, возникающим на неровных поверхностях. Автомат подойдет и консервативным водителям, привыкшим самостоятельно обслуживать свои автомобили, так как его устройство понятнее и проще.
Рекомендации и советы
Несмотря на явные различия между автоматом и вариатором, любая трансмиссия покажет отличные результаты, если ее эксплуатировать грамотно: избегать чрезмерных нагрузок и проводить регулярное обслуживание. Даже самый неприхотливый автомат не прослужит долго, если водитель игнорирует сроки сервисного обслуживания, замену масла и фильтров, а также другие меры, необходимые для поддержания надежной работы трансмиссии. Забота о вашем автомобиле — это залог его долголетия и стабильности на дороге.