Прокол шины — это одна из наиболее распространенных неприятностей, которые могут подстерегать водителя во время поездки. Запасное колесо в багажнике сможет выручить в подобной ситуации! Однако, для его правильного использования крайне важно избегать ошибок, последствия которых могут быть весьма серьезными — вплоть до неожиданных потерей управления и аварий. Какие именно рекомендации следует учитывать? На что нужно обратить внимание, следуя советам опытных автомобилистов?
- Что представляет собой запасное колесо?
- В чем же заключается отличие между докаткой и обычным колесом?
- Какое давление должно быть в докатке?
- Как правильно установить докатку?
- С какой скоростью можно передвигаться на докатке?
- Как далеко можно проехать на докатке?
- Правила езды на докатке
- Плюсы и минусы докатки
- Как выбрать хорошую докатку?
- Подведение итогов
Что представляет собой запасное колесо?
Запасное колесо, или докатка, — это компактное запасное колесо, предназначенное для использования в экстренных случаях, когда основное колесо подверглось серьезному повреждению. Обычно, это устройство входит в стандартную комплектацию большинства автомобилей. Сразу стоит отметить, что оно не является полноценной заменой обычному колесу, так как обладает значительными отличиями в габаритах, прочности и геометрии. Докатка предназначена лишь для того, чтобы с определенными ограничениями, по кратчайшему маршруту, добраться до гаража, домой или в сервисный центр.
В чем же заключается отличие между докаткой и обычным колесом?
Запасное колесо выделяется уже с первого взгляда; его легко отличить от стандартной шины. Однако актуальны не только визуальные, но и технические, конструктивные различия, полный список которых можно представить следующим образом:
- Легкость. Уменьшенная масса достигается за счет применения штампованного диска из более тонкой стали, небольшой ширины шины и облегченной конструкции. Невысокий протектор и тонкий корд делают деталь компактной, что позволяет ей не занимать лишнего пространства в багажном отсеке и не создавать неудобств при установке.
- Размер. Докатка, как правило, соответствует типоразмерам шин, установленным на автомобиле в стандартной комплектации. Однако допустимо расхождение на один размер в обе стороны: например, R14 можно установить вместо R13 или R15.
- Меньшая стоимость. Упрощенная конструкция и небольшие размеры способствуют снижению расхода материалов, что делает цену докатки значительно ниже, чем у обычного колеса.
- Ограниченный ресурс. Независимо от размера, ресурс докатки ограничен приблизительно 3 тысячами километров. Для экстренного использования этого вполне достаточно, но, конечно, это намного меньше по сравнению со стандартным колесом.
Какое давление должно быть в докатке?
Информацию о необходимом давлении в докатке для безопасной и комфортной поездки можно найти в инструкции к автомобилю или на маркировке самой шины. Некоторые производители также размещают информационные таблички на стойке водительской двери. В среднем, давление должно составлять от 4 до 5.5 атмосфер, в зависимости от состояния дорожного покрытия и загрузки автомобиля.
Как правильно установить докатку?
Безопасно передвигаться на докатке возможно только при условии ее правильной установки. Общая рекомендация – устанавливать ее на ось, не выполняющую функцию ведущей. Однако стоит учитывать зависимость оси от типа привода:
- Полный привод. Монтаж допустим исключительно на заднюю ось. При повреждении одного из передних колес необходимо сначала установить целое колесо с задней оси, а затем на его место поставить докатку.
- Передний привод. Установка тоже возможна только на заднюю ось. Игнорирование данного условия может привести к ухудшению маневренности, увеличению тормозного пути и риску срыва с траектории при прохождении крутых поворотов.
- Задний привод. Здесь ситуация не так однозначна, как может показаться. Установка докатки спереди увеличивает тормозной путь и вероятность заноса в поворотах, поэтому лучше всего проходить их максимально осторожно, особенно на скользкой дороге. Установка на заднюю ось не влияет на тормозной путь, но при этом ухудшает маневренность.
С какой скоростью можно передвигаться на докатке?
Скорость, допустимая при движении на докатке, четко указана в правилах дорожного движения. Использование этого запасного колеса считается аварийным решением, поэтому скорость ограничена 60 километрами в час, хотя некоторые производители допускают до 80 км/ч. Правило «тише едешь — дальше будешь» должно быть основополагающим. В сложных дорожных условиях лучше включить аварийные огни, сместиться ближе к правой обочине и двигаться максимально медленно, чтобы избежать потери управления из-за ухудшения сцепления с дорогой.
Как далеко можно проехать на докатке?
Если размер докатки соответствует основным колесам, максимально допустимое расстояние составляет 200 километров, в идеальных условиях — на сухом и теплом покрытии. Для зимы это значение сокращается вдвое. При расхождении типоразмеров на единицу, в теплую погоду можно проехать максимум 100 километров, а в зимний период — не более 50.
Правила езды на докатке
Для своей безопасности и снижения риска аварий важно помнить не только о том, на каком расстоянии можно ехать на докатке, но и о том, как это делать. Основные принципы — осторожность и внимательность: плавные разгоны, мягкие торможения и аккуратные повороты руля. Это объясняется следующими факторами:
- Увеличение тормозного пути. Из-за малых размеров аварийного колеса и небольшой площади контакта с дорогой тормозной путь возрастает.
- Ухудшение маневренности. Малые размеры докатки и ее недостаточное сцепление с покрытием, вызванное мелким протектором, также сказываются на управляемости автомобиля.
- Изменение распределения мощности. Различная масса колес может привести к сбоям в работе электронных систем безопасности, таких как ABS и ESP.
- Хрупкость докатки требует ограничения скорости на плохой дороге до 20-30 километров в час, иначе можно повредить корд или деформировать тонкий штампованный диск.
Плюсы и минусы докатки
Преимущества полноразмерной докатки:
- Минимальные размеры и масса, позволяющие экономить пространство в багажнике и упрощать процесс замены.
- Доступная цена, что особенно актуально при ограниченном бюджете.
- Возможность ремонта. Небольшие повреждения легко устраняются самостоятельно с помощью заплаток и полимерных составов. При соблюдении вышеуказанных правил эксплуатации восстановленная деталь остается абсолютно безопасной.
Недостатки включают множество эксплуатационных ограничений и невысокий ресурс. Чтобы избежать вопроса о скорости на докатке, рекомендуется использовать деталь, типоразмер которой соответствует штатным колесам.
Как выбрать хорошую докатку?
Ключевое при выборе — это правильный типоразмер, соответствующий штатным колесам. Это обеспечит лучшую устойчивость, увеличит дистанцию, на которую можно проехать на докатке, и сохранит работоспособность электронных помощников, так как все колеса будут вращаться с одинаковой скоростью.
Также стоит обратить внимание на общее качество изделия: недопустимы трещины, потертости и другие дефекты резины. Глубина протектора должна быть достаточной — чем больше глубина, тем выше эксплуатационный ресурс.
Подведение итогов
Можно ли использовать докатку? Определенно да. Безопасно ли это? При соблюдении всех изложенных правил — абсолютно. Эта деталь обязательно должна находиться в вашем багажнике, так как в критической ситуации она будет крайне полезной. Главное — помнить, что докатка не является полноценной заменой обычному колесу и требует скорейшей замены на стандартную шину.