Преодоление водной преграды или даже незначительной лужи на автомобиле — это рискованное приключение, требующее соблюдения особых мер безопасности, внимательности и точности действий водителя. Одним из самых серьёзных последствий проезда через водяную преграду может стать гидроудар двигателя, при котором жидкость проникает внутрь цилиндров, вызывая деформацию поршней и других ключевых компонентов мотора. Как же возникает гидроудар двигателя автомобиля и какие советы помогут избежать ошибок и минимизировать риски?
Что собой представляет гидроудар двигателя автомобиля?
Для начала необходимо глубже понять, что подразумевается под термином «гидроудар двигателя». С точки зрения физики это явление можно охарактеризовать как резкое увеличение давления в системе, по которой движется жидкость, что приводит к изменению скорости потока. Увеличение давления выражено настолько явно, что способно вызвать появление трещин в металлических элементах, их деформацию и даже полное разрушение.
Однако в контексте работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) это определение не совсем корректно. Гидроудар двигателя автомобиля — это процесс, когда жидкость попадает в цилиндры, что мешает поршням достигать предельных рабочих позиций. Сопротивление воды оказывается настолько сильным, что детали двигателя выходят из строя.
Алгоритм возникновения гидроудара двигателя выглядит следующим образом:
- Проникновение жидкости в камеры сгорания.
- Столкновение движущихся компонентов ДВС с водой.
- Резкое увеличение давления, когда механизм старается преодолеть сопротивление жидкости, не подлежащей сжатию.
- Критические повреждения элементов мотора, в самых тяжёлых случаях — полное разрушение блока.
Как минимизировать риск гидроудара двигателя автомобиля?
Каждый водитель обязан знать, какими способами можно избежать гидроудара двигателя, поскольку устранение последствий часто связано со сложным ремонтом и значительными финансовыми затратами.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут снизить риски:
- Аккуратный проезд луж и бродов. Двигайтесь максимально осторожно, с низкой скоростью — около 10 километров в час. Это уменьшает вероятность попадания воды в камеры сгорания. Полезный прием — резкая остановка сразу после въезда в воду, что создаст впереди капота волну, за которой движение будет более безопасным.
- Не переоценивайте возможности вашего автомобиля. Лужа, с которой легко справится внедорожник или кроссовер, может стать критической для маломощного авто. Если ваша машина оборудована регулировкой дорожного просвета, например, пневматической подвеской, установите максимальную высоту.
- Регулярные проверки состояния ДВС. Даже опытные автолюбители могут не знать, что гидроудар может произойти из-за попадания не только воды, но и масла или антифриза в цилиндр.
- Осторожность в ненастье. При плохом прогнозе погоды, когда ожидаются сильные дожди и подтопления, разумнее использовать общественный транспорт или остаться дома. Этот подход поможет избежать гидроудара и сэкономить значительные средства и усилия. Особенно это актуально для владельцев дизельных автомобилей, поскольку гидроудар в таких двигателях чреват серьезными последствиями из-за их конструктивных особенностей и малой емкости камер сгорания.
Признаки гидроудара ДВС
Самопроизвольная остановка двигателя после проезда через лужу или брод — это явный сигнал о возможном гидроударе. Если двигатель заглох, его дальнейшая эксплуатация недопустима, так как попытки заводить его могут привести к катастрофическим последствиям, устранить которые часто не удается даже в специализированном сервисном центре.
Кроме самопроизвольной остановки и невозможности повторного запуска, наличие гидроудара можно диагностировать по ряду признаков:
- Двигатель работает, но слышны посторонние звуки, такие как металлический звон, хруст или стук, а также ощущаются толчки и вибрации. В этом случае его необходимо немедленно остановить, чтобы предотвратить серьезные поломки.
- Осмотр коллектора может показать наличие жидкости внутри.
- Ярко выраженные повреждения воздушного фильтра, возникающие из-за перепада давления.
- Деформация шатуна, в результате которой двигатель может заклинить.
- Обрыв ремня или цепи ГРМ.
Некоторые из перечисленных симптомов могут быть выявлены только в сервисном центре, где потребуется частичный или полный разбор двигателя и инспекция его внутренних компонентов и подвижных механизмов.
Что делать в случае гидроудара двигателя автомобиля?
Чтобы минимизировать последствия гидроудара двигателя, необходимо заранее знать, как поступить в данной ситуации. Следуйте приведенной ниже инструкции:
- Немедленно остановите двигатель и отключите зажигание.
- Активируйте аварийную сигнализацию.
- Установите автомобиль на ручной тормоз.
- Переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение.
- Буксируйте транспортное средство на сухой участок дороги.
- Установите знак аварийной остановки в соответствии с правилами дорожного движения.
- Проверьте воздушный фильтр. Если в нем обнаружена вода, можно смело утверждать, что она попала и в поршневую.
- Вызовите эвакуатор и отправляйтесь в сервисный центр. Попытка самостоятельно просушить двигатель или удалить жидкость из камер сгорания может быть крайне опасной, и даже одна неосторожная ошибка способна привести к разрушительным последствиям, для исправления которых понадобятся значительные финансовые вложения. Лучше всего свести риски к минимуму. Сообщите специалистам в мастерской о своих подозрениях на гидроудар.
Полезные советы
В кратком изложении гидроудар двигателя — это крайне серьезная проблема, требующая повышенного внимания и тщательной осторожности. Основной рекомендацией здесь является абсолютная аккуратность. При любых подозрениях на гидроудар или остановке мотора после преодоления водной преграды, следует незамедлительно буксировать или эвакуировать автомобиль в мастерскую. Эта рекомендация актуальна даже в тех случаях, когда двигатель удалось запустить. Даже незначительные деформации элементов поршневой группы могут привести к разбалансировке и увеличению механических нагрузок, способных вывести двигатель из строя всего за несколько тысяч километров.