Если ваш автомобиль сломался в пути, до ближайшего сервисного центра можно доехать с помощью эвакуатора или другого транспортного средства, предназначенного для буксировки. Чтобы обеспечить безопасность передвижения, важно знать и соблюдать правила буксировки автомобиля.
Общие правила буксировки автомобиля
Буксируемый транспорт считается полноценным участником дорожного движения. Внутри автомобиля должен находиться водитель, который обязан иметь при себе: водительское удостоверение, ПТС/свидетельство о регистрации и страховой полис. Буксируемое транспортное средство должно быть оборудовано номерными знаками.
Процесс правильной буксировки описан в Правилах дорожного движения (ПДД). На транспортном средстве, осуществляющем буксировку, должен быть включен ближний свет, а на буксируемом автомобиле – аварийная сигнализация. В случае неисправности аварийной сигнализации необходимо использовать знак аварийной остановки.
Максимальная разрешенная скорость буксировки не должна превышать 50 км/ч. Длина жесткой сцепки составляет до 4 метров, а гибкой – до 6 метров. Каждый метр гибкой сцепки должен иметь сигнальные обозначения размером 200х200 мм с красными и белыми полосками (ширина полосок – 50 мм), расположенными по диагонали.
Правила буксировки на гибкой сцепке требуют, чтобы у буксируемого автомобиля были исправны тормоза и рулевое управление. При использовании жесткой сцепки буксируемое транспортное средство должно обладать исправным рулевым управлением. Внутри буксируемого автомобиля должен находиться водитель. Допускается присутствие пассажиров (это правило касается легковых автомобилей). При частичной погрузке на платформу находиться в салоне водителю и пассажирам запрещается.
Что необходимо для буксировки машины?
Наиболее распространенным способом буксировки является гибкая сцепка. Для этого потребуется прочный трос без механических повреждений и надежные защелки. Идеально подходят ленточные тросы с цельнометаллическими крюками. Металлические тросы могут повредить кузов и лакокрасочное покрытие при разрыве. Трос фиксируется по диагонали.
Перед началом буксировки водители должны согласовать между собой скорость движения и способы общения на пути. Популярные средства коммуникации между водителями включают следующие знаки:
- мигание фарами – вынужденная остановка;
- сигнал клаксона – привлечение внимания;
- включение поворота – планируется маневр;
- легкое воздействие на педаль тормоза водителем буксирующего автомобиля – оповещение о планируемом торможении.
Существует три способа буксировки автомобиля:
- Гибкая сцепка. Используется капроновый или металлический трос. Правила буксировки на гибкой сцепке запрещают использование этого метода при неисправном рулевом управлении или тормозах. Несоблюдение этих требований может привести к серьезным дорожно-транспортным происшествиям.
- Жесткая сцепка. Представляет собой металлическую конструкцию в виде треугольника, изготовленную из толстого металла. Этот метод чаще используется для грузового транспорта. Правила буксировки на жесткой сцепке допускают буксировку транспортных средств с неисправными тормозами, но машины с проблемами в рулевом управлении не допускаются. Водителям с опытом вождения менее двух лет буксировка с жесткой сцепкой запрещена.
- Частичная погрузка. Применяется, когда у автомобиля неисправно рулевое управление или установлена автоматическая коробка передач. Этот способ используется как для грузового, так и для легкового транспорта. Он подходит для автомобилей после ДТП и с неработающими тормозами, двигателем или в случае, когда дальнейшее движение невозможно из-за неисправности.
Для полной погрузки автомобиля на грузовую платформу необходимо использовать грузовик с подходящим кузовом и мощным двигателем. Методика погрузки не регламентируется.
Как правильно буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач?
Для обеспечения безопасности на дороге важно знать, как правильно буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач (АКПП) или вариатором. Буксировка таких автомобилей осуществляется либо с полной, либо с частичной погрузкой ведущей оси на платформу. Чтобы минимизировать негативное воздействие на трансмиссию, селектор АКПП должен находиться в положении «N». Допустимая скорость при буксировке составляет до 30 км/ч, а максимальное расстояние — до 40 км. Если в сервисной книжке указано разрешение на использование гибкой или жесткой сцепки, это допустимо.
Автомобили с вариатором также буксируются с полной или частичной погрузкой. Для полноприводных автомобилей с автоматической трансмиссией рекомендуется метод полной погрузки.
Особенности буксировки автомобиля с механической трансмиссией
Буксировка автомобилей, оснащенных механической трансмиссией, возможна всегда. Для этого необходимо включить нейтральную передачу и держать ногу на тормозе во время движения. Буксировка может осуществляться любыми доступными способами.
Какие автомобили запрещается буксировать?
Автомобили с АКПП не рекомендуется буксировать с заглушенным двигателем, поскольку в автоматической трансмиссии установлен насос, который при выключенном двигателе не работает, что может привести к значительному износу деталей из-за недостаточной смазки. В таких случаях оптимальным решением будет использование эвакуатора.
Также запрещается буксировать транспортные средства без документов, номерных знаков, страхового полиса и исправных габаритов. Запрещается буксировка автомобилей с неисправным рулевым управлением и тормозами.
Полезные советы для буксировщика и буксируемого
Запуск с места и натягивание троса должны происходить максимально плавно, чтобы избежать обрыва троса, деформации кронштейнов и повреждения подвески. Трос должен быть постоянно натянут (это контролирует водитель буксируемого транспортного средства).
Ускорение и торможение следует производить без рывков. Смена передач должна быть быстрой и плавной. Перед началом подъема включайте низшую передачу, а во время подъема передачи не переключайте. При прохождении поворотов действуйте по широкой дуге, а при перестроениях учитывайте запас времени и пространства.
При использовании жесткой и гибкой сцепки рекомендуется держать буксируемый автомобиль ближе к центральной части дороги для обеспечения лучшего обзора. При планировании маршрута старайтесь выбирать дороги с минимальным количеством левосторонних поворотов, так как они сложнее правых из-за необходимости пересечения встречного движения. Начало торможения должно осуществлять водитель буксируемого автомобиля.
Запрещается буксировка автомобиля:
- при наличии ледяной корки на дороге;
- на горных склонах при использовании гибкой сцепки;
- если масса буксируемого автомобиля с неисправными тормозами превышает половину массы буксирующего автомобиля;
- если длина сцепных машин превышает 22 метра, а маршрутных — 30 метров;
- с прицепом;
- если в качестве буксирующего транспортного средства используется автобус.
Не крепите трос к частям конструкции, не предназначенным для этого. Если трос попал под колесо, его следует вернуть в первоначальное положение вручную. На буксируемом автомобиле необходимо включить зажигание, чтобы избежать активации механической блокировки рулевого управления при прохождении поворотов. Рекомендуется избегать обгонов и движения по однополосным дорогам. Не останавливайтесь на подъёмах, так как трогаться с места в таких условиях будет сложно. При перестроениях внимательно следите за сигналами буксира.