Оптимальное давление в шинах – ключ к безопасной и комфортной эксплуатации автомобиля. Даже незначительные отклонения могут спровоцировать серьезные проблемы с управляемостью, увеличить нагрузку на подвеску, повысить расход топлива и снизить проходимость. Водителю необходимо знать, какое давление должно быть в шинах в холодное и теплое время года, а также как правильно осуществлять его измерение.
- Что такое оптимальное давление в шинах?
- В каких случаях необходимо регулировать давление в шинах?
- Грузоподъемность: как вес влияет на давление
- Сезонность: оптимальное давление в шинах зимой и летом
- Где можно проверить давление в шинах?
- Как самостоятельно проверить давление в шинах?
- Правила проверки давления
- Полезные советы
Что такое оптимальное давление в шинах?
Прежде всего, следует разобраться, что представляет собой давление в шинах, может ли оно изменяться самостоятельно и от чего это зависит.
Давление — это сила, с которой воздух внутри шины воздействует на её поверхность. Измеряется оно в барах и проверяется с помощью манометра.
Давление в шинах легкового автомобиля демонстрирует, с каким усилием каждый килограмм закачанного воздуха действует на 1 квадратный сантиметр шины, а также определяет её упругость. Оно может быть недостаточным — в таком случае колесо будет приспущено, или избыточным, что чревато разрывом, когда покрышка просто лопается.
Давление может изменяться под влиянием следующих факторов:
- Температура окружающей среды – согласно физическим законам, при нагревании газ расширяется, что приводит к увеличению давления и перекачке колеса.
- Герметичность колеса – трещины в резине, зазоры в местах стыка с ободом или клапан подкачки могут выпускать излишний воздух, понижая давление.
Именно поэтому водители должны быть осведомлены о том, какое давление требуется в шинах их автомобиля, регулярно его проверять и, в зависимости от ситуации, либо спускать, либо подкачивать.
Ошибки в выборе давления могут привести к следующим проблемам:
- Недостаточному сцеплению резины с дорогой, что сказывается на управляемости, реакции автомобиля на дорожные условия и преодолении препятствий — транспортное средство может «подпрыгивать» на кочках, «скакать», буксовать.
- Быстрому и неравномерному износу покрышек – чем ниже давление, тем мягче колесо и больше площадь соприкосновения с асфальтом.
- Поломкам подвески и выходу из строя элементов ходовой части.
Избежать этих проблем помогает регулярный контроль и знание об оптимальном давлении в шинах легкового автомобиля.
В каких случаях необходимо регулировать давление в шинах?
На информационном шильдике, расположенном на дверце автомобиля, а также в руководстве по эксплуатации, производитель указывает, при каких обстоятельствах следует вносить изменения в давление шин. Эти значения определены техническим расчетом и обеспечивают корректную и надежную эксплуатацию транспортного средства.
Важно! Параметры давления зависят от конкретной марки и модели автомобиля, а не от производителя шин!
Грузоподъемность: как вес влияет на давление
На шильдике производитель указывает диапазоны оптимального давления в шинах для двух сценариев:
- Небольшая загрузка – если в автомобиле находятся всего два пассажира и полный бак топлива, значение, как правило, составляет около 2-2,2 бара.
- Большая загрузка – в случае, когда в автомобиле четыре пассажира, плюс багаж и полный бак, давление может соответствовать 2,4-2,5 бара.
Зависимость здесь прямо пропорциональная: чем больший вес пассажиров и багажа, тем выше должно быть давление, и наоборот.
Сезонность: оптимальное давление в шинах зимой и летом
Оптимальное давление в шинах автомобиля – показатель, зависящий от конкретной модели транспортного средства, и его расчет – задача инженеров автопроизводителя. При этом учитываются следующие аспекты:
- Распределение веса по кузову, общий вес моторного и багажного отсеков.
- Конструктивные особенности и характеристики подвески, её жесткость.
- Размеры колес, предусмотренные в стандартной комплектации.
- Максимально допустимая нагрузка и общий вес автомобиля с этой загрузкой.
Чтобы определить, какое оптимальное давление в шинах автомобиля конкретной марки и модели, следует ознакомиться с эксплуатационной инструкцией. Если она утеряна, можно найти информацию на кузове, внутри лючка бензобака или в проеме двери водителя, где размещены металлические таблички с данными. Альтернативные места для поиска – дверь багажного отсека, бардачок или торцевая плоскость водительской двери.
Содержимое табличек может быть весьма обширным, и на первый взгляд может показаться непростым для понимания. Алгоритм расшифровки выглядит следующим образом:
- Левый столбец – типоразмер покрышек. Ориентируйтесь на те, что установлены на вашем автомобиле.
- Правый столбец – информация о загрузке; могут быть изображены 2 человека (маленькая нагрузка) или 4 (полный салон и багаж).
- Центральные столбцы — слева указаны рекомендуемые параметры для передней оси, справа – для задней. Для удобства нормы представлены как в барах, так и в PSI.
Теперь рассмотрим, какое давление в шинах автомобиля зимой будет наиболее подходящим. Из курса физики известно, что понижение температуры ведет к снижению давления. В числовом выражении, при понижении температуры на 10 градусов, давление может упасть примерно на 0,1 бара. Предположим, что в конце октября водитель установил новые шины и накачал их до 2,2 бара при температуре +10 градусов. Через месяц температура может снизиться до -20 градусов, и давление упадет до 1,9 бара. Это значение уже не соответствует рекомендациям производителя, что снижает безопасность поездки и увеличивает расход топлива.
Регулярная проверка давления в шинах необходима, чтобы учесть изменения, связанные с температурой. Например, если вы накачиваете шины в теплом гараже с температурой +10 градусов, перед поездкой на морозе в -20 градусов следует увеличить давление на 0,3 бара от оптимального, чтобы на улице оно упало до нужных значений.
Оптимальное давление в шинах летом соответствует значениям, указанным в инструкции к транспортному средству и на информационных табличках. Водителю следует быть особенно внимательным в межсезонье, когда температурные колебания между днем и ночью могут составлять 15-20 градусов. Регулярная проверка и корректировка давления помогут избежать неприятных ситуаций в дороге.
Где можно проверить давление в шинах?
Существует несколько удобных мест, где водитель может быстро и с высокой точностью проверить давление в шинах:
- Станции шиномонтажа.
- Сервисные центры по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
- Заправочные станции, автохимчистки и парковки – многие из них оборудованы агрегатами для подкачки шин и проверки давления.
Как правило, эта услуга платная и стоит в среднем до 50 рублей. Проверка занимает всего пару минут: мастер уточняет, какие значения должны быть, затем подключает манометр, чтобы определить текущее давление в шинах и отрегулировать его до нужного уровня.
Как самостоятельно проверить давление в шинах?
Как узнать давление в шинах? Для этого потребуется специальное оборудование. Наиболее распространенные устройства включают:
- Насос с манометром. Такие насосы могут быть механическими (ручными или ножными) и электрическими. Во время накачки сразу видно, каких значений удалось достичь, что помогает избежать перекачки колес. Этот насос также может использоваться для стравливания лишнего воздуха через клапан.
- Манометр. Это устройство предназначено исключительно для измерений. Самая простая модель – механическая с круглой стрелочной шкалой. Она недорогая, но может быть менее точной, а также подвержена повреждениям при случайном падении или продолжительной вибрации. Более продвинутый вариант – электронный манометр, который немного дороже, но куда точнее и удобнее в использовании. Его источник питания – небольшая батарея.
- Автоматическая система контроля. TPMS освобождает водителя от необходимости ручных измерений. Датчики постоянно отслеживают показатели и выводят их на приборную панель, подавая сигнал тревоги в случае серьезных отклонений. Если такая система не входит в стандартную комплектацию автомобиля, её можно установить дополнительно. Наиболее простыми в монтаже являются ниппели, которые обеспечивают беспроводную передачу данных о давлении на центральный модуль, находящийся в салоне.
Инструкция по самостоятельной проверке давления в шинах:
- Возьмите исправный манометр (будь то с шайбой или в виде ручки).
- Снимите защитный колпачок с ниппеля.
- Присоедините манометр (вкрутите, вставьте или зажмите – в зависимости от типа устройства).
- Проверьте показания на табло.
Затем сравните эти значения с теми, что рекомендует производитель для оптимального давления в шинах.
Перед проведением измерений колеса необходимо охладить. Нагрев может происходить не только от солнечных лучей, но и из-за механического контакта с дорогой. После поездки желательно подождать как минимум 3-4 часа, иначе измерения могут оказаться неточными. Кроме того, важно выровнять автомобиль на ровной поверхности, чтобы нагрузка равномерно распределялась между всеми колесами, не создавая разницу в давлении.
Правила проверки давления
Перед началом проверки стоит ознакомиться с несколькими простыми правилами, которые гарантируют точность результатов:
- Всегда проверяйте все четыре колеса, а не только одно, которое вызывает подозрения.
- Проверка должна проводиться на холодных шинах, то есть после нескольких часов стоянки или после небольшой и ненапряженной поездки до шиномонтажа.
- Автомобиль должен стоять ровно, без наклона.
Кроме того, убедитесь в качестве манометра: если он постоянно показывает разные показатели, это может быть сигналом о его неисправности или некорректной калибровке.
Полезные советы
Вот несколько советов для автовладельцев:
- Регулярно проверяйте давление в шинах, особенно перед дальними поездками.
- Следите за тем, чтобы манометр был исправным и точным, чтобы избежать неприятных ситуаций на дороге.
- Не забывайте о сезонных изменениях температуры и их влиянии на давление.
Следить за давлением в шинах автомобиля летом особенно важно, чем зимой, так как обнаружить спущенное колесо намного проще, чем перекачанное. После установки новых шин, проведения балансировки или ремонта рекомендуется контролировать давление чуть чаще, чем обычно — раз в две недели. В то время как в обычное время достаточно проверять его раз в месяц.
Если автомобиль ведет себя жестко, резко подпрыгивает на неровностях и каждое колебание ощущается на руле, возможно, стоит немного понизить давление в шинах. Не зря производитель указывает диапазон значений, чтобы вы могли выбрать наиболее комфортные для себя показатели.
Если машина буксует или застревает в песке, на мокрой траве или в грязи, можно снизить давление в шинах до минимальных 1,2 бара. Это упростит извлечение автомобиля из сложной ситуации.
Важно помнить, что оптимальное давление в шинах — это конкретные цифры, а не субъективные ощущения водителя о том, что машина ведет себя мягче или острее реагирует на рулевое управление. Это вопрос, касающийся безопасности на дорогах общего пользования!