Электромобили пока что не завоевали в России поистине широкую популярность, однако очевидно, что тенденция наметилась: с каждым годом их число на наших дорогах возрастает. Вполне вероятно, что через некоторое время они станут столь же привычными, как дизельные или бензиновые машины. Уникальные характеристики электромобилей порождают определённые сложности, которые не актуальны для традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В чём же заключаются эти трудности? И как эффективно их преодолевать?
ДТП с участием электромобиля
Каждое транспортное средство, выезжающее на дороги общего пользования, подвержено риску оказаться в дорожно-транспортном происшествии. Разумеется, конструкции электромобилей предусмотрены так, чтобы минимизировать последствия таких ситуаций, обеспечивая защиту водителя и пассажиров от травм. Более того, некоторые эксперты утверждают, что электромобили могут быть даже более безопасными по сравнению с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Это объясняется тем, что массивная батарея расположена в нижней части кузова, что занижает центр тяжести и снижает вероятность переворота при боковом столкновении, принимая на себя часть механических нагрузок.
Наибольшую уязвимость при авариях представляют электронные и, особенно, электрические компоненты, повреждение которых может угрожать безопасности экипажа. В частности, речь идёт о главной батарее и проводке, которые находятся под высоким напряжением. Чтобы исключить вероятность удара током, все высоковольтные системы комплектуются и механическими, и электронными защитными устройствами, что гарантирует их безопасность даже в случае повреждения изоляции или обрыва проводов.
С аккумуляторами, которые обеспечивают питание мотора, ситуация обстоит несколько иначе и сложнее. На данный момент наиболее распространённым типом батарей являются Li-Pol – они надежны и обладают хорошими характеристиками, однако могут гореть по ряду причин:
- Короткое замыкание внутри корпуса.
- Чрезмерный нагрев.
- Внешние воздействия, приводящие к разрушению структуры ячеек.
Ранее, для первых моделей электромобилей, повреждение батареи было весьма распространённой проблемой. Однако сейчас защите батарей уделяется значительно больше внимания, и даже при серьёзных ударах ячейки остаются целыми. В любом случае, если после аварии есть хоть малейшие подозрения на повреждение аккумулятора или системы его охлаждения, необходимо как можно быстрее отключить электромобиль и покинуть его. В сервис следует отправляться исключительно на эвакуаторе.
Разрядка батареи
Процесс разрядки аккумулятора — это вполне нормальное явление, однако сложности могут возникнуть, если неподалёку нет источника энергии для подзарядки. Чтобы увеличить расстояние, которое получится преодолеть на оставшемся заряде, можно воспользоваться несколькими рекомендациями:
- Отключить все «избыточные» устройства, потребляющие энергию, в первую очередь системы климат-контроля.
- Активировать специальный режим экономии энергии, который обычно присутствует на любом электромобиле.
- Соблюдать плавный стиль вождения, избегая резких ускорений и торможений, которые нагружают двигатель.
- Понижать скорость не за счёт тормоза, а изменением оборотов мотора, что позволяет восстановить заряд аккумулятора за счёт рекуперации.
В России дорожная инфраструктура устроена так, что поиск специализированной зарядной станции зачастую оказывается бесполезным. В таких ситуациях может помочь обычный удлинитель для подключения к бытовой розетке. Конечно, процесс зарядки будет медленным, но вероятность найти источник питания значительно возрастает.
Полный разряд батареи
Иногда водителю не удаётся своевременно добраться до зарядной точки и восполнить заряд батареи. Наиболее логичным решением в таком случае станет вызов эвакуатора до места, где есть возможность подзарядки, будь то специализированная станция или гараж. Второй вариант – буксировка. Однако здесь всё не так просто. Не каждый электромобиль допускает буксировку. Если такая возможность предусмотрена, буксировку нужно производить в специальном режиме, соблюдая определённые ограничения по скорости.
При отсутствии режима буксировки, владелец может действовать, полагаясь на собственное усмотрение, осознавая риски. Больше шансов на успех у электромобилей с асинхронными двигателями, которые воспринимают буксировку как длительное торможение и могут восстанавливать заряд аккумулятора за счёт рекуперации. Синхронные моторы более капризны: при буксировке они тоже вырабатывают энергию, но могут перегреваться, что чревато выходом из строя.
Проблемы с запуском электромобиля
Бывает, что даже при полностью заряженной батарее завести электромобиль не удаётся. Учитывая, что такой автомобиль не оснащён системой подачи топлива, катушками и свечами зажигания, трудности чаще всего связаны с разрядкой стандартного 12-вольтового аккумулятора.
Задача этого элемента питания заключается в обеспечении энергией бортовых электронных устройств и систем диагностики. Если последние не срабатывают, компьютер делает вывод о том, что запуск небезопасен, и автоматически отключает мотор. Чтобы избежать такой неприятности, необходимо регулярно контролировать уровень заряда аккумулятора. В крайних случаях можно воспользоваться методом «прикуривания» от другого автомобиля.
Электромобиль застрял
Каждое транспортное средство может оказаться в грязевой или снежной ловушке, и электромобиль не является исключением. Если колеса начали буксовать, необходимо действовать так же, как и с обычными автомобилями: попытаться улучшить сцепление с покрытием, подложив твёрдые предметы или выкопав небольшие траншеи. Основные нюансы в этом случае следующие:
- Выезд «враскачку» невозможен. Электромоторы не предполагают поочерёдную активацию переднего и заднего хода, поэтому этот метод, часто применяемый на сложных маршрутах, лучше сразу исключить.
- Движение с контактом днища с поверхностью допустимо только в крайних случаях. Именно здесь располагается батарея, которая является уязвимой для внешних воздействий, даже несмотря на предусмотренные защиты. Если всё же приходится «волочь» электромобиль, делать это следует крайне осторожно, контролируя процесс тактильно и визуально, не допуская рывков и посторонних звуков.
Заливка водой электромобиля
Сочетание влаги и электричества всегда представляет определённую опасность, особенно когда речь идет о высоком напряжении. Конечно, производители электромобилей учитывают, что их транспортные средства будут контактировать с водой, передвигаться под дождём и подвергаться мойке, поэтому на контактах предусмотрена надёжная изоляция.
На практике система прекрасно выдерживает кратковременное «купание», а электромоторы способны работать даже после длительного погружения. Однако продолжительное воздействие влаги может привести к окислению и коррозии других силовых элементов и микросхем, из-за чего они теряют свою работоспособность.
Возгорание электромобиля
Наиболее опасной ситуацией является воспламенение тяговой батареи. Если батарея начинает перегреваться, необходимо немедленно обесточить электромобиль — это должно остановить процесс.
К сожалению, справиться с возгоранием батареи крайне сложно. Когда элемент питания загорится, он выделяет кислород, что способствует разгоранию пламени, и поэтому использование большинства огнетушителей оказывается неэффективным. Без вмешательства профессиональной пожарной бригады потушить такой огонь в большинстве случаев невозможно.
Пробитие радиатора электромобиля
Электромоторы работают по принципу, который подразумевает значительно меньшее выделение тепловой энергии по сравнению с бензиновыми или дизельными аналогами. Поэтому повреждение радиатора не является критическим дефектом, из-за которого необходимо немедленно останавливать автомобиль и вызывать эвакуатор для отправки в сервисный центр или гараж.
Если расстояние до места ремонта не слишком велико, то вполне возможно самостоятельно доехать, соблюдая ключевые правила: не превышать допустимую скорость, избегать резких маневров, ускорений и торможений, которые могут перегревать двигатель.
Полезные советы
В целом, опасаться электромобилей не стоит. Совершенствуются не только их конструкции, но и дорожная инфраструктура, что делает эксплуатацию максимально комфортной и безопасной. Главное — учитывать особенности этих транспортных средств и соблюдать определённые меры предосторожности, чтобы не подвергать себя и свой автомобиль лишним рискам.