Равномерный гуд двигателя, мерный стук колёс, мелодичное постукивание камешков о колёсные арки – это лишь небольшая часть звуков, с которыми водитель и пассажиры сталкиваются во время поездки. На коротких маршрутах такие шумы обычно не создают серьёзных проблем, но на дальних дистанциях они способны вызывать заметное утомление и раздражение. Защитой от навязчивых звуков служит шумоизоляция автомобиля. Как же правильно её осуществить? Какие ошибки следует избегать при выборе материалов и их установке?
Что же такое шумоизоляция автомобиля?
Шумоизоляция автомобиля представляет собой совокупность виброизолирующих, звукоизолирующих и прочих специальных материалов, задача которых – создание оптимального акустического комфорта в салоне, защита от шумов, проникающих из внешней среды, а также минимизация передачи звуковых волн как через воздух, так и через твердые конструкции, такие как кузовной металл.
Шумоизоляция выполняет несколько ключевых функций:
- Увеличение безопасности поездки. Постоянные посторонние звуки могут вызывать раздражение и усталость, перегружая нервную систему. Это затрудняет концентрацию водителя, мешая ему адекватно оценивать дорожную ситуацию и своевременно реагировать на изменения.
- Создание комфорта. Внутри автомобиля можно спокойно общаться, не повышая голос, не пытаясь перебороть ревущий двигатель.
- Раскрытие потенциала акустической системы. Плоские металлические поверхности создают неконтролируемые отражения звуковых волн, что приводит к дребезжанию. В результате этого наслаждение от прослушивания любимых мелодий становится невозможным, даже если у вас качественные динамики.
- Улучшение микроклиматических условий. Основу шумоизоляции составляют плотные, пористые материалы, которые изолируют салон не только от внешних звуков, но и от перепадов температур. Летом не нужно включать кондиционер на полную мощность, а зимой без труда поддерживается тепло.
- Дополнительная защита кузова от коррозии. Материалы для шумоизоляции укладываются сплошным слоем, без зазоров. Такая технология монтажа предотвращает прямой контакт металла с влагой, предотвращая её скопление. В результате этого увеличивается общий срок службы автомобиля, и устраняется необходимость в сложной обработке от коррозии.
Виды и типы шумоизоляции
Не существует единственного универсального ответа на вопрос, какую шумоизоляцию стоит выбрать для автомобиля. При выборе важно учитывать индивидуальные потребности и желания водителя, особенности транспортного средства, а также размер бюджета. Материалы для шумоизоляции можно классифицировать по различным критериям, например, по методу установки. Они бывают клеевыми и напыляемыми. В случае клеевой шумоизоляции речь идет о панелях, матах и рулонах, для фиксации которых используется специальный клей. Напыляемые материалы же – это жидкие составы и мастики, которые равномерно распределяются по поверхности.
Один из важнейших факторов классификации – это функциональность материалов. Специалисты единодушны во мнении: оптимальная шумоизоляция автомобиля – это сочетание различных материалов, которые дополняют друг друга. Основные задачи, которые решает шумоизоляция:
- Виброизоляция. Плотные резины или толстые слои мастики препятствуют распространению звуковых волн по металлическим поверхностям, уменьшают вибрации и защищают от нежелательного дребезга и шороха.
- Шумоизоляция. Эти материалы поглощают или отражают акустические волны, которые распространяются в воздушной среде. Для них характерна значительная толщина, минимум 7 миллиметров, и пористая структура, обеспечивающая эффективность в поглощении звуковых колебаний.
- Уплотнение. Обычно представленные в виде лент из войлока или вспененной резины с клеевым составом, они используются локально для устранения стуков и скрипов небольшой интенсивности, которые могут возникать, например, из-за ненадежной фиксации элементов салона.
Плюсы и минусы шумоизоляции автомобиля
Решение о том, чем именно делать шумоизоляцию автомобиля, должно принимать опытное лицо, учитывающее положительные и отрицательные аспекты каждого типа. Например, виброизоляция в форме толстых матов или панелей прекрасно справляется с поставленными задачами, однако её значительный вес может усложнить монтаж в дверях. Это может привести к провисанию петель, что потребует их усиления или поиска более легких альтернатив.
С другой стороны, жидкая напыляемая шумоизоляция радует доступной ценой и простотой применения, но она не отличается высокой долговечностью, особенно при обработке наружных элементов кузова и колесных арок. Температурные колебания, контакт с влагой и химическими реагентами могут значительно сократить срок службы защитного слоя, и уже через год может потребоваться обновление. В итоге, трудно однозначно сказать, какая шумоизоляция автомобиля является наилучшей: у каждого типа есть свои плюсы и минусы, и грамотный выбор поможет найти идеальное решение.
Как выполнить шумоизоляцию в автомобиле?
Перед тем как перейти к шумоизоляции автомобиля, важно выяснить, какие зоны наиболее подвержены шуму. Конечно, можно осуществить изоляцию “по всему периметру”, но это потребует значительных затрат. Для достижения достойного результата вполне достаточно сфокусироваться на локальных мерах.
В первую очередь, что требует внимания:
- Двери. Установка шумоизоляции в дверях автомобиля может оказать значительное влияние. Это объясняется тем, что металл в дверях обычно не слишком толстый, а их пустотелая конструкция функционально выступает в роли резонатора, усиливая посторонние звуки. Обратить внимание на двери особенно важно, если планируется установка мощных динамиков.
- Колесные арки. Шумоизоляция колесных арок по своей значимости не уступает дверям, а, возможно, даже превосходит их. Это связано с постоянным воздействием мелких камешков, выбрасываемых из-под шин. Поездка по грунтовым дорогам порой превращается в настоящую музыкальную симфонию из гремящих звуков. К шуму от колес не добавляется гул, превращая поездку в совершенно невыносимую.
- Перегородка моторного отсека. Двигатель производит не только акустические волны, но и вибрации, которые передаются в салон через перегородку. Чем мощнее двигатель, тем ниже уровень акустического комфорта. Хотя некоторые водители считают рокот мотора приятным звуком, постоянный шум может вызывать раздражение и утомление.
После того как шумоизоляция дверей, колесных арок и моторного отсека завершена, стоит обратить внимание на другие зоны. Хотя они не столь критичны, они также влияют на общий уровень акустического комфорта. Вот дополнительные области для работы:
- Багажное отделение. Это особенно важно, если планируется установка сабвуфера. Без шумоизоляции даже высокая техника будет звучать не мощно и сбалансированно, а как неразборчивый гул.
- Потолок. Звукоизоляция потолка обеспечивает защиту от стуков капель дождя, которые могут доставлять дискомфорт во время дождливой погоды. В ясные дни этот аспект менее актуален.
- Пол. В большинстве автомобилей уже предусмотрены минимальные меры звукоизоляции пола, а также ковровое покрытие. Тем не менее, для достижения лучшего результата можно провести дополнительные работы.
Где лучше сделать шумоизоляцию?
Перед тем как заняться шумоизоляцией автомобиля своими силами, стоит понимать, что это достаточно сложный процесс. Он требует тщательной подготовки всех поверхностей: их очистки, обезжиривания и грунтования. Даже незначительная ошибка может привести к нежелательным последствиям. Ответственно подойдите и к нанесению материалов: гарантия успеха зависит от плотности их прилегания. Один маленький воздушный зазор способен сделать все усилия напрасными. Монтаж подразумевает аккуратный нагрев и бережное раскатка специальным металлическим роликом.
Только профессионалы знают, как точно выполнить шумоизоляцию автомобиля, какие материалы использовать и как подготовить основание. Лучше не экономить и доверить эту работу проверенному сервисному центру, например, компании Авилон, о которой говорят множество положительных отзывов клиентов. Специалисты работают со всеми типами автомобилей, независимо от их класса и ценового сегмента.
Полезные рекомендации и советы
Возможно, лучший совет — не пытаться всё сделать самостоятельно, а довериться ответственным профессионалам. Чтобы достичь оптимального соотношения результатов и затрат, лучше всего начать с наиболее уязвимых зон, таких как двери и колесные арки. Постепенно можно расширять обработанные области, ориентируясь на текущий уровень акустического комфорта. Можно закрыть мастикой или матами полы, потолок и багажное отделение.