Атмосферные двигатели постепенно утрачивают свою актуальность. Сегодня большинство легковых автомобилей, предлагаемых современными автопроизводителями, комплектуются моторами, обладающими функцией турбонаддува. Они отличаются большей мощностью, однако их техническая и конструктивная сложность по сравнению с атмосферными аналогами может снижать общую надёжность. Как проверить работоспособность турбины на двигателе, как правильно её использовать и какие ошибки стоит избегать, чтобы не столкнуться с ранним выходом из строя?
Что такое турбина в автомобиле?
Турбина двигателя – это специализированное устройство, главной задачей которого является увеличение объёмов воздуха, поступающего в цилиндры. Механизм работы классических атмосферных двигателей внутреннего сгорания основывается на том, что воздух нагнетается в камеры сгорания за счёт движения поршней, что не является самым эффективным решением. В отличие от них, турбина автомобиля способна создать давление, позволяющее нагнетать значительно большие объёмы воздуха, что увеличивает мощность двигателя на 30% и более без каких-либо дополнительных конструктивных модификаций.
На уровне конструкции этот модуль может быть сопоставлен с вентилятором. Именно вращение массивного ротора формирует высокую скорость движения воздушных масс. Процесс активации вращения осуществляется через ременные передачи или, что более эффективно, за счёт отработанных газов. Механизм работы турбины второго типа довольно прост: выхлопные газы, выходящие из цилиндра, воздействуют на трёхлопастную крыльчатку, находящуюся на одном валу с другим элементом, который нагнетает воздух в камеры сгорания.
Возможные причины неисправности турбины в автомобиле
Как и все другие элементы двигателя, этот механизм постоянно испытывает значительную нагрузку, поэтому его поломка – довольно распространённое явление. Помимо естественного износа, к причинам неисправности относятся следующие факторы:
- Несвоевременная замена масла. Под воздействием термической нагрузки характеристики масла изменяются: снижается его смазывающая способность и текучесть, что не обеспечивает должной защиты для механизма. Аналогичные проблемы могут возникнуть и при использовании масел низкого качества изначально.
- Перегрев. Если обороты турбины длительное время находятся в красной зоне, не стоит удивляться быстрому выходу её из строя. Эксплуатация в таких режимах допустима лишь на короткие промежутки времени.
- Топливо низкого качества. Владельцам всех типов автомобилей, как дизельных, так и бензиновых, стоит внимательно относится к выбору автозаправочных станций.
- Механические воздействия. Могут быть как минимальными, длительными, абразивными (влиять на истончение крыльчатки), так и интенсивными, разовыми, вызывающими её деформацию или поломку. Чтобы минимизировать эти риски, важно своевременно заменять не только масло, но и фильтры.
Когда турбина двигателя нуждается в обслуживании?
Изучить инструкции о том, как проверить турбину, стоит при появлении симптомов, указывающих на наличие серьёзных проблем. Вот что может указывать на неисправность:
- Некорректная работа двигателя. Машина теряет динамику, мощность снижается, обороты колеблются даже на холостом ходу.
- Изменение цвета выхлопных газов. Они становятся насыщенно тёмными, черными.
- Чрезмерный расход масла.
- Появление предупреждающих сигналов на приборной панели. Это может быть универсальный сигнал “check engine” или индикатор перегрева.
- Звуки турбины становятся слишком громкими, особенно при интенсивном нажатии на педаль акселератора.
- Визуальный осмотр показывает наличие явных масляных подтеков на корпусе устройства.
Чек-лист по проверке турбины
Перед тем как приступить к проверке, важно установить местоположение турбины. Она обычно расположена слева или справа от мотора, между впускными и выпускными коллекторами. Однако точное положение может варьироваться в зависимости от модели автомобиля. В некоторых случаях турбина может быть легко доступна, в то время как в других для доступа потребуется снять аккумулятор, генератор или другие детали.
Алгоритм проверки турбины в автомобиле выглядит следующим образом:
- Снятие патрубка. Важно снять именно патрубок, не трогая основной агрегат. Эта манипуляция вполне выполнима самостоятельно. Визуальный осмотр внутренних поверхностей должен показать их сухость и чистоту; наличие масляных загрязнений недопустимо.
- Осмотр крыльчатки. Учитывая работу турбины, даже незначительные деформации или повреждения лопастей могут привести к резкому снижению эффективности. Она не станет обеспечивать необходимое давление воздуха, что также может вызвать разбалансировку и полный выход из строя.
- Осмотр корпуса. В целом, устройство защищено от механических повреждений, поэтому вмятины или трещины на корпусе – тревожный знак. Это может указывать на то, что деталь была снята с автомобиля, участвовавшего в ДТП, и есть риск наличия скрытых дефектов.
Существуют и более простые способы проверки состояния турбины дизельного двигателя. Если масло сильно загустело и потемнело, это может указывать на необходимость дорогого обслуживания всего двигателя.
Немало информации можно получить и из звуков, исходящих от турбины. Оптимально проверять её без предварительного прогрева, особенно после стоянки на улице в холодную погоду. При наличии механических проблем устройство будет издавать сильные жужжащие или скрежещущие звуки, что связано с разбалансировкой, контактом крыльчатки с корпусом или износом подшипников.
Как избежать поломки турбины автомобиля?
Чтобы каждая поездка приносила ощутимые преимущества от работы турбины, снизить риск её неисправности поможет соблюдение нескольких простых правил:
- Своевременная замена масла с использованием качественных составов, соответствующих вязкости для данных погодных условий и характеристикам конкретного двигателя.
- Своевременная замена масляного фильтра. Не стоит экономить на этой детали; лучше придерживаться интервала замены в 7-8 тыс. км.
- Надлежащий прогрев двигателя перед поездкой и избегание резких маневров или ускорений в первые 15-20 минут после старта.
- Полное выключение мотора через 1-2 минуты после остановки автомобиля. Эта простая манипуляция позволяет аккуратно остановить ротор и защитить его подшипники от масла голодания.
Хотя конструкция этого элемента обычно неразборная, некоторые водители стараются отремонтировать её, вскрывая корпус, заменяя шток и заливая новое масло. Однако практика показывает, что подобный подход не всегда оправдан. Работа сложна, и выполнить её своими силами затруднительно, а услуги специалистов могут оказаться очень дорогостоящими, превышая даже стоимость покупки новых запчастей.
Эксплуатация турбины автомобиля: полезные советы и рекомендации
Помимо специализированных советов, есть и общие рекомендации, следование которым поможет продлить срок службы двигателя и его турбины. Одна из них заключается в использовании качественного топлива, без присадок, которые могут привести к образованию коксования и нагара на внутренних компонентах.
Если в работе устройства замечены тревожные признаки, посторонние звуки или ухудшилась динамика автомобиля, стоит незамедлительно провести более глубокую диагностику и заниматься ремонтом. На ранних стадиях поломка, как правило, проще и дешевле.