В мире трансмиссий: Разбираемся в коробках передач – их устройстве, типах и секретах

FAQ

Автомобили классифицируются по типу трансмиссии. Она может быть как механической, так и автоматической, и именно от характеристик этого устройства зависит функциональность системы и комфорт процесса вождения. Коробка передач необходима для передачи крутящего момента от двигателя на колеса, что запускает их вращение.

Что представляет собой коробка передач?

Коробка передач — это механизм, который в основном используется в автомобилях для регулирования передаточного отношения.

Основная цель коробки передач заключается в выполнении следующих функций, связанных с управлением системами автомобиля:

  • Передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса.
  • Корректировка скорости движения автомобиля.
  • Разъединение и соединение двигателя внутреннего сгорания с трансмиссией.
  • Регулирование направления движения автомобиля.

При этом механическая коробка передач способна выполнять только базовые операции, в то время как автоматическая трансмиссия открывает весь спектр возможностей.

Структура коробки передач

Автомобильные трансмиссии подразделяются на автоматические и механические. Независимо от типа, у каждого механизма есть определённые компоненты:

  • Корпус — это основа, в которой располагаются все ключевые детали, отвечающие за сцепление двигателя с приводным валом, что в свою очередь приводит в движение колеса автомобиля.
  • Масляный резервуар — трансмиссионное масло играет важную роль в функционировании как автоматической, так и механической коробки передач. Оно обеспечивает охлаждение и защиту зубцов шестерён механизма.
  • Механизм переключения передач — его структура различается в зависимости от типа трансмиссии. Механическая коробка передач состоит из синхронизатора, шестерён, фиксированного набора валов, проволочных колец, подшипников, сальников и рычага для переключения скоростей.

Система автоматической коробки передач, в зависимости от типа, включает в себя как основные узлы, так и дополнительные элементы, такие как гидротрансформатор или электронная (гибридная) система управления.

Рекомендуем:  Тепло двигателя: Как правильно прогреть машину в любую погоду

Какие существуют типы коробок передач?

Отвечая на вопрос о типах коробок передач, используемых в современных автомобилях, можно выделить две принципиально разные конструкции:

  1. Автоматическая коробка передач — за переключение скоростей отвечает система автомобиля, и водителю не требуется вмешиваться в этот процесс.
  2. Механическая коробка передач — водитель самостоятельно управляет работой сцепления и рычагом переключения передач.

Типы автоматических коробок передач

Все существующие виды автоматических коробок передач имеют схожую цель: они значительно повышают комфорт в управлении автомобилем, освобождая водителя от необходимости задумываться о своевременном переключении скоростей и использовании педали сцепления. На рынке можно встретить следующие разновидности автоматических коробок:

  • Гидротрансформаторная
  • Вариаторная
  • Роботизированная

Гидротрансформаторная коробка — это первая и классическая автоматическая трансмиссия, которая функционирует по определённому принципу:

  1. Сцепление между маховиком двигателя и механической частью коробки осуществляется с помощью гидротрансформатора, который обеспечивает передачу крутящего момента от мотора к механизмам переключения.
  2. Связь между элементами конструкции автомобиля достигается благодаря давлению трансмиссионного масла в гидротрансформаторе. Чем выше это давление, тем больше крутящего момента передаётся от двигателя к коробке передач.
  3. Для эффективной работы гидротрансформатора крайне важно контролировать состояние масла внутри коробки. Игнорирование этого аспекта может привести к потере плавности движения и возникновению рывков при переключении передач.
  4. Переключение скоростей осуществляется при помощи гидроблока, который управляется электроникой.
  5. Количество доступных скоростей в АКПП определяется числом планетарных передач — комбинаций шестерён.

Преимущества классической автоматической коробки:

  • Из всех моделей АКПП считается самой долговечной и надежной.
  • Не требует сложного ухода: основное, что нужно, — это своевременная замена трансмиссионного масла.
  • Скорости переключаются плавно и без резких рывков.

Недостатки:

  • Больше времени требуется для разгона.
  • Наибольшее потребление топлива по сравнению с другими типами авто.
  • Склонность к перегреву при длительной эксплуатации.
  • Высокая стоимость ремонта.
Рекомендуем:  Видимость без границ: Руководство по очистке лобового стекла

Вариаторная АКПП, также известная как бесступенчатая коробка передач, не имеет фиксированного набора передач. Ее конструкция существенно отличается от гидротрансформаторной:

  • Изменение передаточного числа осуществляется благодаря двум шкивам с регулируемым радиусом.
  • Основные компоненты конструкции соединены с использованием ремня, состоящего из металлических пластин.
  • Сужение и расширение стенок шкива способствует изменению скорости в вариаторе.

Преимущества вариатора:

  • Увеличение и снижение скорости происходит плавно, без резких рывков.
  • Экономичен в плане расхода топлива.
  • Благодаря отсутствию фиксированных передач, повышается КПД двигателя транспортного средства.

Недостатки:

  • Срок службы основного узла АКПП колеблется в диапазоне 100–200 тыс. км; после этого требуется ремонт или замена механизма.
  • Электронная система настройки достаточно сложна, и настроить ее может лишь квалифицированный специалист.
  • Требует тщательного контроля качества и регулярной замены трансмиссионного масла.

Роботизированная коробка передач представляет собой гибрид механической трансмиссии и электронной системы управления. За переключение передач отвечает компьютер, который автоматически управляет сцеплением и перемещает вилки. Существует два вида роботизированной АКПП:

  • С одним сцеплением — этот тип не пользуется особой популярностью и считается недоработанным. В автомобилях с данной системой возникают рывки и толчки при переключении передач.
  • С двумя сцеплениями — более совершенный вариант, где одно сцепление отвечает за четные передачи, а другое — за нечетные. Все недостатки предыдущей версии устранены, переключения происходят плавно и практически незаметно.

Преимущества модели с двойным сцеплением:

  • Начало движения и переключение скоростей осуществляется плавно, без рывков.
  • Экономичный расход топлива.
  • Быстрый разгон автомобиля.

Недостатки:

  • Требует постоянного и своевременного обслуживания.
  • Высокая стоимость запасных частей.
  • Короткий срок службы по сравнению с другими типами АКПП.

Типы механических коробок передач

Механические коробки передач автомобилей различаются в зависимости от количества ступеней:

  1. 4-ступенчатая МКПП
  2. 5-ступенчатая МКПП
  3. 6-ступенчатая МКПП
Рекомендуем:  Старт-стоп: Умное решение для вашего автомобиля и планеты

Наиболее распространённой является 5-ступенчатая трансмиссия, которая встречается в большинстве автомобилей с механической коробкой. Кроме того, коробки передач бывают разных типов по количеству валов:

  • Двухвальные — устанавливаются на легковые переднеприводные автомобили.
  • Трехвальные — используются в заднеприводных легковых автомобилях и грузовых машинах.

Преимущества МКПП:

  • Экономия топлива по сравнению с АКПП.
  • Быстрый разгон и отличная динамика работы двигателя.
  • Длительный срок службы.
  • Полный контроль водителя над всеми системами управления автомобилем.

Недостатки:

  • Во время езды водителю необходимо постоянно следить за положением коробки, самостоятельно управляя сцеплением.
  • Неправильное переключение передач может привести к увеличенной нагрузке на двигатель.

Полезные советы

Однозначного ответа на вопрос о том, какая коробка передач лучше, не существует. Каждый водитель сам выбирает для себя наиболее значимые достоинства и недостатки моделей.

  1. Механическая коробка передач более экономична в обслуживании и расходе топлива по сравнению с АКПП. Водитель ощущает полный контроль над движением автомобиля, однако это требует постоянной концентрации на рычаге передач и педали сцепления, что делает процесс управления менее комфортным.
  2. Современные роботизированные АКПП с двумя сцеплениями отличаются хорошей динамичностью, плавностью переключения и экономичностью. Тем не менее, их обслуживание и ремонт могут быть довольно дорогими, а срок службы часто короче, чем у других моделей.
  3. Классическая гидротрансформаторная АКПП зарекомендовала себя как надежная и износостойкая система. Хотя она обеспечивает менее плавный процесс переключения, чем более современные аналоги, её срок службы значительно превышает другие варианты.
  4. Вариаторные АКПП показывают средние показатели износостойкости, плавности работы и экономии топлива. Данный тип характеризуется сложной системой настройки, зависящей от работы компьютерных механизмов автомобиля.

Коробка передач является важным элементом автомобильной системы, отвечающим за передачу крутящего момента от двигателя к колесам и фактически приводящим машину в движение.

Оцените статью
АвтоРулит
Добавить комментарий